Новости

Способы движения агрегатов

 

Порядок периодически повторяющихся элементов движения машинно-тракторного агрегата называется способом его движения. Часть или все поле, находя­щееся в одном массиве и отведенное для выполнения определенной сельскохозяйственной работы одному или нескольким агрегатам, называется рабочим участком. Часть рабочего участка, на котором выполняется тех­нологическая операция принятым способом движения агрегата, называется загоном. Часть загона, выделяе­мая для поворотов, называется поворотной полосой, а линия между ней и остальной частью загона, на кото­рой включаются и выключаются сельскохозяйственные машины (например, выглубление и заглубление плу­га),- контрольной линией (бороздой).

При движении в загоне агрегат выполняет полезную работу или поворачивает. Движение при взаимодейст­вии   рабочих   органов   машины   или   орудия   с   почвой является рабочим ходом  агрегата. Движение  агрегата на   повороте,   при   выезде   из   борозды,   когда   рабочие органы машины или орудия не взаимодействуют с поч­вой, называется холостым ходом. Если холостые ходы нельзя осуществить вне обрабатываемого поля, нужно обязательно выделить поворотные полосы с одной или с двух сторон. Ширина поворотной полосы зависит от радиуса  поворота  агрегата и  вида  поворота   (рис.   1). Ширина поворотной полосы должна быть кратной ши­рине захвата агрегата, чтобы после обработки основного участка ее можно было обработать целым числом про­ходов. Ширина поворотной полосы должна быть мини­мальной, обеспечивающей поворот агрегата для следую­щего  заезда.  Наибольшая  ширина   поворотной  полосы получается   при   полном   петлевом   повороте,   наимень­шая - при поворотах по полуокружности и с холостым пробегом. При работе с навесными машинами  ширина поворотной полосы зависит только от радиуса поворота трактора и может быть уменьшена за счет применения заднего  хода.   Примерная   ширина   поворотной   полосы

Способы движения агрегатов (1)

и   радиус   поворота   при   работе   различных   агрегатов приведены в табл. 1.

Способы движения агрегатов (2)

Ширина загона должна быть кратной захвату аг­регата и обеспечивать наибольший коэффициент ра­бочих ходов.

Коэффициентом рабочих ходов называется отноше­ние длины рабочих ходов к соответствующему полному пути движения агрегата. Это отношение определяется по формуле:

Способы движения агрегатов (3)

где L -длина рабочего пути агрегата, L0 ---    длина холостого пути агрегата. При подготовке полей необходимо учитывать, что посевные, посадочные и почвообрабатывающие агрега­ты выполняют работы преимущественно гонами при движении челноком, всвал и вразвал.

При движении челноком агрегаты перемещаются в прямом и обратном направлениях с поворотами на 180° по смежным проходам.

Так работают машины с симметрично расположен­ными рабочими органами: культиваторами (паровые и пропашные), сеялками, сажалками, рассадопосадочны­ми машинами.

При движении всвал и вразвал работают агрегаты с асимметричным расположением рабочих органов. К ним относятся главным образом пахотные и многие уборочные агрегаты, которые, перемещаясь в прямом и обратном направлениях, образуют в смежных проходах свальные гребни и развальные борозды (плуги) или свальные рядки убранной продукции (уборочные ма­шины).

Полевые работы могут также выполняться при кру­говом (фигурном) способе движения, когда агрегаты перемещаются по спирали от центра поля параллельно его границам с поворотом на 90°.

Виды и способы движения агрегатов показаны на рис. 2.

При любых способах движения агрегата его траек­тория состоит из прямолинейных и криволинейных участков. В случае криволинейного движения отдельные точки агрегата движутся с резкой скоростью и опи­сывают различные траектории. Точку агрегата, отно­сительно которой определяются параметры всех других его точек, называют центром агрегата. За центр агре­гата при расчетах принимается проекция на плоскость, по которой он движется (рис. 3):

на колесных тракторах (1) с одной ведущей осью- середина ведущей оси,

на гусеничных тракторах (2)-точки пересечения продольной оси симметрии трактора с плоскостью, про­веденной   через   середины   опорных   частей   гусениц,

на колесных тракторах (3) с двумя ведущими осями и управляемыми колесами каждой - середина прямой, соединяющей центры ведущих осей,

на колесных тракторах (4), имеющих шарнирное сочленение рамы,- центр шарнира.

 

Способы движения агрегатов (4)

Способы движения агрегатов (5)

Радиус поворота, траектория агрегата, поворот и т. д. рассчитывают относительно центра агрегата. Вы­бор способа движения машинно-тракторных агрегатов имеет важное значение для повышения производитель­ности труда. При этом необходимо учитывать следую­щие условия, обеспечивающие наименьшие потери вре­мени на холостое движение:

  • - при разбивке поля на загоны и определении на­правления рабочих ходов нужно установить возможно большую длину загона,
  • - ширина захвата агрегата должна быть как мож­но больше, а длина - как можно меньше,
  • - ширина загона должна быть кратной захвату аг­регата,
  • - на поворотах нельзя допускать скорость более 10 км/ч.

Рассмотрим подготовку поля к работе пахотного агрегата. Подготовка поля к пахоте заключается в его осмотре для устранения причин, которые могут ухуд­шить работу агрегата или вызвать его поломку; выбо­ре направления движения пахотного агрегата; разметке поворотных полос вешками; проведения контрольных борозд; разбивке на загоны с провешиванием линии первого прохода.

Направление движения пахотного агрегата выбира­ют обычно по наиболее длинной стороне участка или поля, так как это способствует увеличению производи­тельности за счет сокращения потерь времени на по­вороты и последующую обработку поворотных полос.

Поле или участок после отбивки поворотных полос и проведения контрольных борозд разбивают на загоны.

Пахоту, как правило, выполняют тоновыми спо­собами при движении всвал или вразвал. При этом плуг включают в работу, когда первый корпус начи­нает пересекать контрольную борозду в начале рабо­чего хода, и выключают, когда последний корпус плуга пересекает контрольную борозду в конце рабочего хода.

При пахоте всвал агрегат делает первый рабочий ход вдоль средней линии загона, завершает его первым петлевым поворотом направо и делает смежный ра­бочий ход в обратном направлении. При выполнении этого хода образуется свальный гребень, так как при встречном движении и правых поворотах агрегата плас­ты оборачиваются обычным плугом в сторону середины поля.

При пахоте вразвал агрегат начинает первый про­ход с края по правой стороне загона и при его за­вершении делает левый поворот на обратный ход по другой стороне загона таким образом, чтобы плуг оборачивал пласты в направлении от середины загона к его краям. При каждом заезде на последующий ра­бочий ход агрегат приближается к середине поля до момента образования развальной борозды.

Время полезной работы зависит от длины поля: чем больше длина поля, тем больше время полезной работы   (при   постоянной   рабочей   скорости   агрегата).

Для увеличения коэффициента использования вре­мени движения нужно сокращать время на повороты и заезды. С увеличением длины поля целесообразно выбирать большую ширину загона.  В табл.  2 указана наивыгоднейшая  ширина загона  при  работе  пахотных агрегатов на полях разной длины.

Способы движения агрегатов (6)

Свальные гребни и развальные борозды создают неровный микрорельеф поля и неудобства для работы посевных, посадочных и уборочных машин, поэтому на больших полях применяют пахоту с уменьшенным

Способы движения агрегатов (7)

количеством свальных гребней и развальных борозд. При этом способе первый загон пашут всвал, рядом находящийся - вразвал, а следующий за ним - опять всвал и т. д., вследствие чего число свальных гребней и развальных борозд уменьшается почти вдвое. Разметка для этого способа проводится таким образом: на рас­стоянии, равном половине ширины загона, от края по­ля провешивают прямую линию А (рис. 4), на которой будет свальный гребень; затем от нее отмеряют рас­стояние, равное двойной ширине загона, и провешива­ют линию В, которая будет линией свальной борозды третьего загона, и так далее - через двойную ширину загона. Ширину загонов лучше всего размечать цир­кулем с расстоянием между ножками, кратным ширине захвата агрегата.

Для нарезки первой свальной борозды полевое ко­лесо плуга поднимают над опорной плоскостью леме­хов на высоту, равную глубине пахоты, а бороздное - на половину этой глубины. Глубина хода первого кор­пуса должна быть равна 10-12 см, а последний корпус должен давать полную глубину вспашки. Тракторист ведет агрегат строго по прямой линии.

Иногда на вспашке применяют способ движения с беспетлевыми разворотами в середине загона, который пашется вразвал. В этом случае агрегат вместо пет­левого поворота на основном загоне делает заезд на соседний и, таким образом, продолжает вспашку центральной   части   основного   загона   совместно   с   частью соседнего загона, примыкающей к основному.

При движении без петлевых поворотов облегчается управление агрегатом, уменьшается ширина поворотной полосы, сокращаются затраты времени на повороты и вспашку поворотных полос, что в конечном итоге повышает производительность агрегатов.

Многие способы работы агрегатов, освещаемые в этой главе, применимы и для работы машин, описан­ных в других главах. Разделение поля на загоны, опре­деление типа поворота, вычисление коэффициента ра­бочих ходов, изменение ширины поворотной полосы проводятся одинаково при работе всех агрегатов на междурядной обработке, планировке и других работах при возделывании и уборке лекарственных растений. Вопросы, относящиеся только к пахоте, непримени­мы для работы других машинно-тракторных агре­гатов.

Подготовка почвы для весеннего посева подорожни­ков большого и блошного, амми зубной, белены, мака масличного и других пропашных культур заключается в следующем: после уборки предшествующих культур поле обрабатывается дисковыми или отвальными лу­щильниками на глубину 6-8 см с одновременным бо­ронованием, через две недели производят зяблевую вспашку на глубину 25-27 см с боронованием. В даль­нейшем по мере появления сорняков в летне-осенний период проводят 2-3 культивации на глубину 10- 12 см с боронованием. Весной, как только поспеет почва, поле обрабатывается культиватором, боронуется и прикатывается. Посев производится сразу после прикатывания, чтобы не допустить потери влаги в почве.

На  влажных  почвах  прокатывание  не  обязательно.

Способы подготовки почвы под посев и посадку ле­карственных растений зависят от типа почвы, клима­тических условий, степени засоренности полей и видо­вого состава сорных растений и сроков посева.

Машины и орудия для обработки почвы, очеред­ность и периодичность их применения определяются технологией, агротехническими правилами, разрабо­танными для каждого вида возделываемых рас­тений.



28.06.2015
Яндекс.Метрика