Новости

Что представляла собой Византийская фармация?

 

Византия переняла и развила основные достижения Римской культуры. Константинополь и другие города имели прекрасные санитарно-технические сооружения: акведуки, водоснабжение, бани (они были и центрами врачевания).

Новое развитие получило больничное дело. Важную роль в становлении христианства сыграл епископ Василий Кесарийский. (IV в.). Он же явился законодателем монастырского больничного и странноприимного строения. Возникновение монастырей отно­сится к IV в., когда в Египте была основана «киновия» - первый общежитийский монастырь. Святой Василий Кесарийский соста­вил первый монастырский Устав - «Киновиальный устав», кото­рый сохранил свою силу на протяжении будущих полутора тыся­челетий. В этот устав он внес важнейшее положение о создании при монастырях приютов для страждущих, на основании которо­го возникли монастырские больницы, при них аптеки и аптекарские огороды. Сам Св. Василий построил большую больницу Кесарии и с отдельными строениями для разных групп больных (включая лепрозорий - специальное помещение для прокажен­ных).

Христианская традиция помощи страждущим уходила в очень далекое прошлое. Этому, в частности, после разрушения Иерусалимского храма римлянами, предшествовало образование среди иудеев множества сект. Среди них особое значение для развития медицины имела секта ессеев или терапевтов. Члены этой аскетической секты, верившие в бессмертие души, помимо земледелия, зарабатывали себе средства заклинаниями, лечением больных, заботливо ухаживая за ними.

Помимо практической деятельности христианство перераба­тывало и медицинские идеи. Примером была деятельность Немезия, епископа Эмесского (середина V в.). Он оставил труд «О природе человека», представляющий свод раннехристианской ан­тропологии (человек - творение Бога), включая и медицинские воззрения.

Одним из известнейших врачей Византии был Орибасий (Орибазий)4 из Пергама (325-403). Получивший образование в Александрии, он стал врачом и советником императора Юлиана Отступника. По его просьбе Орибасий составил одну из первых медицинских   энциклопедий   «Врачебное   собрание»   (Collecta medicinalia) в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил все медицинское и фармацевтическое наследие ан­тичности от Гиппократа до Галена и Диоскорида. О многих тру­дах античных медиков мы знаем лишь из книги Орибасия.

Сокращенные варианты этой книги - «Синопсис» и «Обще­доступные лекарства» (Euporista), - стали первыми учебниками и практическими пособиями по медицине и фармации. Они были переведены на латынь и были распространены до эпохи Возрож­дения.

Труды Орибасия включили медицину и фармацию в свод других подобных трудов энциклопедического характера, которые сделали византийскую цивилизацию эпохой суммаций и обобще­ний.

Другим известным врачом был Аэций (502-572), который- также написал руководство по медицине - энциклопедию «Четверокнижие», по трудам древних врачей. Александр из Тралла (526-606), брат строителя Храма Св.Софии в Константинополе, написал энциклопедию о лечении внутренних болезней «Об ис­кусстве медицины», которая была переведена на несколько язы­ков и которой пользовались в Европе до эпохи Возрождения. Его книга уже не была простым пересказом трудов предшественни­ков - Александр не во всем соглашался с галенистами и развивал собственные взгляды.

Книга Павла из Эгины (625-690) стала самым известным ру­ководством по хирургии, которое использовали в университетах Европы как учебник до XVII в. .С IX в. византийские врачи ис­пользовали знания арабских и персидских медиков: Симеон Сиф (IX в.) написал сочинение о свойствах пиши, а Николай Мирепс (XIII в.) труд по лекарствоведению, который также использовался как учебник в Европе до XVII в.

Энциклопедические труды были характерны и для других разделов знания. Так "Геопоника" Кассиана Басса (VII в.). была сводом сельскохозяйственных рекомендаций, имевших значение и для поддержания аптекарских садов.

На византийскую фармацию сильное влияние оказало разви­тие алхимии, а также восточные и иудаистские мистические уче­ния. Идейные корни алхимии уходят к текстам подобным «Книге Еноха" (II в. до н.э.) и трудам Климента Александрийского (150-211/216), развивавшего идею трансмутации металлов (возможно­сти превращения неблагородных металлов в серебро и золото). Практическая алхимия поддерживалась металлургией и фармаци­ей - в основном поисками чудодейственных лекарств. Общим средством для получения золота из меди и «панацеи» - средства от всех болезней, скитался «философский камень» или «магистерий».

На медицинские учения стала оказывать сильное влияние астрология.

В эту эпоху сформировалась талмудистская медицина, К ре­лигиозным текстам Ветхого Завета был составлен свод разъясне­ний, толкований и решений раввинов. Он был написан в два приема: в 200-250 гг. (так называемая «Мишна») и 370-390 гг. («Гемара»), Два этих свода составляют так называемый Иеруса­лимский Талмуд. В 400-450 гг. в него были внесены новые толко­вания - так сложился ныне действующий Вавилонский Талмуд.

Основная масса медицинских данных, попавших в Талмуд, представляла заимствования из эллинистической медицины. Фи­зиология Талмуда восприняла идею о четырех стихиях греков и, соответственно, о четырех основных жидкостях человеческого тела. Заимствования особенно касаются фармацевтических све­дений, которые прямо использовали греческие названия лекарств, трансформируя их в соответствии с собственной речевой тради­цией. В Талмуде упоминаются в качестве лечебных средств оливковое масло, ароматические масла и растения, лук как средство от глистов, вино с перцем от расстройств желудка. В качест­ве средства для удаления камней упоминается введение терпен­тинного масла в полость мочевого пузыря. В Талмуде упомина­ется ассафетида (Asa foetida) - затвердевший млечный сок корня Ferula Scorodosma Benth-Hook и Ferula nartex Boiss., - использо­вавшийся при катарах желудка, кишечника и легких, а также при истерии. Например, териак, получивший греческое название owoueXt, в Талмуде назван lenumelin, примочка для глаз KoXXupiov получила название Kilor и т.д. Талмудистская медици­на знала также бальнеологию - лечение в термах было заимство­вано га римской традиции. Однако медицина и фармация Талму­да носили ограниченный характер и уступали знаниям греков и римлян.

С византийской традицией связано развитие медицины и фармация в христианских государствах Закавказья. Там распро­странение получили народные травники и лечебники - «Караба-дины». Большую известность получил армянский врач Мхитар Гераци, написавший книгу «Утешение при лихорадках» (XII в.).



26.05.2015
Яндекс.Метрика