Новости

Что представляла собой фармация Тибета?

 

 

       О коренном населении Тибета достоверных сведений нет. Современный народ Тибета возник в результате смешения племен цянов, переселившихся в Тибет около 6-5 вв. до н.э., с коренным населением. Основным занятием населения было горное скотоводство, с 7 в. н.э. часть населения перешла к поливному земледелию. Разложение первобытнообщинного строя, завершившееся к началу 7 в. н.э., привело к объединению отдельных общин е единое государство (Тибетскую империю), просуществовавшее до второй половины 9 в. В первой половине 7 в. появилась тибетская письменность. С 787 г. государственной религией стал буддизм, влияние которого в тибетских общинах начало проявляться не позднее 4 в.

        Тибетская медицина как часть культуры этой страны испытывало влияние древнекитайской и особенно древнеиндийской медицины. По данным М.Н. Варлакова, первые сведения о проникновении системы древнеиндийской медицины в Тибет относится к началу 4 в. н.э. Влияние китайской медицины начало проявляться не ранее 7 в. н.э. Упоминание о тибетской медицины впервые встречается в литературных источниках, относящихся к 7 в. н.э. Переведенный с санскрита в 9 в. труд Джу-джи (четыре доклада) и доныне является одним из основных источников изучения тибетской медицины.

        Понятие о трех началах, из которых состоит все существующее в природе (о газе, слизи и желчи), - краеугольный камень тибетской медицины. Эти элементы находятся в постоянном движении. Гармоническое сочетание их обозначает физиологическую норму, нарушение - патологию. Их соотношение определяет темперамент и характерологические особенности каждого человека. Представления тибетских врачей о строении и отправлениях человеческого организма были весьма неточны. Морфологические описания печени, сердца, легких и других внутренних органов в Джу-джи грубо приближенны.

        В задачи врача входило умение «видеть, слышать и исследовать» больного. При лечении любой болезни предписывались прежде всего осторожность и последовательность. Процесс лечения сравнивался со ступенеобразным подъемом по лестнице: вначале - совет о безвредном образе жизни, нормальная (переносимая) диета, потом - лекарство, в заключении - нож. В Джу-джи описаны симптомы 400 болезненных форм и 1616 их разновидностей. Наиболее сложными для лечения считались детские и женские болезни: «Труднее вылечить одну женщину, чем 10 мужчин, и одного младенца, чем 10 женщин». Туберкулез называли «ядом легких»; под названием «кровавая болезнь легкого» описывалась крупозная пневмония. Для лечения сифилитических поражений широко применяли ртуть. От глистов назначали корневище папоротника (преобладал бычий солитер, т. к. население употребляло в пищу мясо рогатого скота). В Тибете знали многие виды желудочно-кишечных болезней; первое место в их лечении занимала кипяченая вода. Глазные и кожные болезни лечили особые специалисты. Хирургии в системе медицинских знаний отводилось значительное место. Это отрасль медицины, «...открывающая путь к телу больного через кожу, кровь, снаружи». Тибетские врачи умели пунктировать живот, ампутировать конечности. Лекарь, не владеющий хирургией, это не «врач, а богатырь, но лишенный меча и панциря». Хирург должен быть «ловок в производстве операции, никогда не гнушаться гноя, крови, нечистоты, извержений».

       Объектом внимания врача был не только больной, с которым всегда надо «...говорить и действовать безобманно, коротко, правдиво с улыбкой», он был обязан приобретать познания об окружающей его природе и даже о всем мировоззрении, т. е. о жизни в самом широком значении этого слова.

        Личность врача в  древнем Тибете была окружена ореолом святости.

        Из исторических личностей, в той или иной мере причастных к тибетской медицине, источники указывают на Бирозану. Сын бедного тибетского крестьянина, он не был врачом по профессии. Путешествуя по Индии для изучения ее языков, Бирозана в 820-830 гг. н.э. перевел с санскрита знаменитый трактат по медицине Жду-джи и привез его на родину. Большой славой как искусные врачи пользовались Ютогба Старший (родился в начале 9 в.) и Ютогба  Младший (11-12 вв.), Доба-Опчишан (получивший известность около 1010 г.). Собирая в тибетских монастырях паломников, иногда до тысячи человек, они стремились внедрять медицинские знания.

         Систематический курс обучения медицины в школах при монастырях продолжался  до 10-15 лет, носил теоретический характер и сводился к комментированию древнейших тибетских медицинских источников. Идеалом ученика считался заучивший всю книгу Джу-джи, содержавшую в первоначальном (максимальном) варианте до тысячи страниц.

          В истории применения лекарств в Тибете отмечают две стадии. В начале 1 тыс. н.э. преобладали лекарства тропического пояса Южной Азии - Индии, Китая; во второй половине 1 тыс.н.э. перечень лекарственных средств отражал местную природу, которая, по выражению тибетских писателей, своим богатством и разнообразием составляла «...особый мир лекарств». Ассортимент лекарств Тибета достигал 1000 названий (для 500 из них М.Н. Варлаков установил латинскую номенклатуру). В пределах, доступных для народной медицины, применялась опо- и органотерапия - использовались текстикулы собак, баранов, рога оленей (панты), бобровая струя. Простоквашу применяли для борьбы со старостью. Больного, укушенного бешенным животным, кормили мозгом бешенной собаки. Тибетские врачи знали токсические свойства белены, чилибухи (стрихнина). Камфору применяли для лечения больных сердечными заболеваниями, чилибуху - как тонизирующее средство. Широко употреблялись ревень, валериана, солодковый корень, мята, горечавка, соли железа, меди, сурьмы, сера, селитра, мед, кумыс, яйца птиц, вино.

        Важным разделом тибетской медицины была диететика. Мясо различных животных (птиц, млекопитающих, черепах, змей) считалось лечебным средством при многих заболеваниях. Масла и жиры применялись как средства, снимающие раздражение слизистых оболочек, полезные для стариков, детей, при малокровии др.; зелень (лук, щавель, морковь, ревень и т.п.) - при расстройстве питания и пищеварения, в качестве противоядия при отравлениях. Тибетцы знали лечебное действие киселей из черники и других ягод. Они считали, что у людей, осведомленных, как, когда, сколько и при каких условиях следует употреблять в пищу и питье, пищеварение улучшается и все органы функционируют идеально.           

                          



26.05.2015
Яндекс.Метрика