Новости

Что представляла собой фармация Месопотамии?

 

        Междуречье Тигра и Евфрата, или Месопотамию (как называли эту территорию древние греки), на ряду с Египтом, Палестиной и Индией считают колыбелью земледельческой культуры. Приблизительно с 5 тыс. до н.э., юг Месопотамии населяли шумеры-племена, относящиеся к средиземноморской и балкано-кавказской расам; не позднее 4тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили субареи и хурриты-племена, антропологически близкие древнейшему населению Армении, в частности урартам. Не позднее3тыс до н.э. началось усиление проникновения в Месопотамию кочевых семитских племен ( аккадцев, ассирийцев и др.), которые к концу 3-в первой половине 2тыс.до н.э. добились на этой территории полного преобладания. В первой половине 2 тыс.до н.э. в результате смещения шумеры и аккадцы слились в единую этническую группу (аккадский народ): субареи и хурриты, по-видимому, смешались семитскими племенами ассирийцев.

        Хотя шумеры, хурриты и субареи не являлись коренным населением Месопотамии, с их деятельностью связывают хозяйственное освоение территории Междуречья, а также возникновение и развитие здесь первых земледельческих цивилизаций. Шумерам принадлежит создание ирригационных сооружений на юге Месопотамии, превративших ее в край исключительного плодородия, внедрение земледельческих орудий, гончарного круга, колесного транспорта и др., строительство первых городов на искусственных холмах. Шумерами была изобретена клиновидная письменность (около 3000г. до н.э.), шумерские мифы составили сюжетную основу фольклора и литературы многих народов, в частности библейских сказаний. Математические открытия шумеров являлись фундаментом знаменитой вавилоно-ассирийской математики. Кочевые семитские племена, находившиеся ко времени проникновения в Месопотамию на значительно более низком уровне материальной и духовной культуры, восприняли культурные традиции шумеров, хурритов и субареев и в дальнейшем развили их. В этой связи принятые в современной науке термины «вавилоно-ассирийская культура», «вавилоно-ассирийская медицина» не совсем точны: культура Месопотамии не является в своей основе культурой семитских народов, поскольку ее ядро составляют культурные традиции и приобретения шумеров, хурритов и субареев. Вместе с тем семитские народы не уничтожили культурных традиций своих предшественников, а восприняли и развили их.

        Материальная культура народа древнего Междуречья находилась в сравнительно высоком уровне. В начале 3тыс. до н.э. окончательно вышли из употребления каменные орудия, в середине 3тыс. до н.э. начала развиваться металлургия: были известны литье, ковка, чеканка. Интенсивно велось строительство, основным материалом для которого служил сырцовый, реже обожженный, кирпич. Совершенствовалась военная техника: во 2 тыс. до н.э. были введены колесничное войско, медные панцири, осадные орудия, строились каменные и наплавные мосты. В первом тыс. до н.э. В Ассирии и Вавилоне появляются железные орудия, в ремесле- алмазное сверло. На рубеже 2и1 тыс. до н.э. в оросительную технику были внедрены водоподъемное колесо и «бесконечная» веревка с кожаными ведрами; в 7 в. до н.э. в Ассирии был построен первый каменный акведук.

      К концу 3 тыс. до н.э. сформировалась шумеро-вавилонская математики. Еще шумеры изобрели 6-ти десятеричную систему счета, на основе которого были составлены различные вычислительные таблицы (исчисление квадратов и кубов чисел, а также их квадратных и кубических корней). Вавилоняне знали «теорему Пифагора», решали квадратные уравнения, определяли объем различного рода пространственных тел, широко практиковали черчение планов, создали систему мер и весов, применявшуюся повсеместно в Передней Азии. Шумеро-вавилонская математика была воспринята древними греками, а отдельные элементы 6-ти десятеричной системы счета (деление часа на 60 минут; минуты на 60 секунд, круга на 360 градусов) сохранились до нашего времени. Вавилоняне открыли закон маятника.

      Значительные успехи были достигнуты  в области астрономии; из звездного неба стали выделять планеты и начали наблюдать за их движением, не позднее 17-16 вв. до н.э. был принят единый (вавилонский) лунный календарь, который впервые был создан еще шумерами, в Вавилоне была введена 7-ми дневная неделя.

      Однако большой объем астрономических наблюдений не привел вавилонян к созданию сколько-нибудь реальных представлений о картине мира. Они считали, что плоская земля лежит на поверхности мировых вод, отделенных от небесных вод «платиной небес», на которой покоятся несколько твердых небосводов (небо, Солнце, Луны, планет, звезд). В Месопотамии зародились и астрологические представления, оказавшие существенное влияние на общепатологические взгляды вавилонских, ассирийских и особенно халдейских врачей.

      Средоточием научных занятий и обучение в Месопотамии до середины 2 тыс. до н.э. были э-дуббы - светские школы-академии, служившие главным образом для подготовки писцов. Позднее были открыты школы при храмах, существовавшие одновременно со светскими; подготовка врачей осуществлялась исключительно в школах при храмах.

        Практическая потребность способствовала накоплению определенных знаний в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского языка (списки слов и специальных терминов, в том числе ботанических, зоологических, медицинских и др.) В начале 2 тыс. до н.э. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, были даже попытки составления этимологических словарей. Эта склонность к систематизации понятий и словарному творчеству отчасти проявилась и в медицинской деятельности.

      Так, при раскопках Ниппура были обнаружены клинописные тексты (на глиняных табличках), представляющие собой своеобразный справочник, содержащий перечень лекарственных средств, а также сведения о способах их приготовления и применения. Эта самая древняя «фармакопея» написана на шумерском языке не позднее второй половины 3 тыс. до н.э. Известны также попытки группировать заболевания; месопотамские  «номенклатуры заболеваний» строились на основе общности клинических проявлений или вызывающих болезни причин. В особую группу выделялись тифоидные болезни, или болезни от ветров, и болезни нервно-душевные. Большую группу составляли болезни половой сферы. Упоминаются болезни от укусов ядовитых змей, заболевания, заболевания, похожие на трахому, трофические язвы, слоновость, разные формы проказы.

 В отличие от Египта религия народов Месопотамии не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отдельных местных культур. В конце 3 тыс. до н.э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культуры были впервые объединены в единый пантеон, идея которого сохранялась, но его состав менялся в зависимости от того, какое из государственных образований занимало преобладающее положение в Междуречье. Так, при господстве шумеров главным богом считался Энлиль, при возвышении Вавилона - Мардук, при господства Ассирии - Амшур. Роль людей с введением единого пантеона была сведена к роли рабов, приносящих богом свои жертвы, а царская власть (но не сам царь, как в Египте) объявлена божественной субстанцией. В первом тыс. до н.э. начали развиваться астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами.

       Источники, по которым изучают медицину Месопотамии, разнообразны некоторые восходят  к 4 тыс. до н.э.. Особую ценность имеют глиняные плитки из библиотеки Ашшурбанинала (668-631 гг. до н.э.) в Ниневии, глиняные таблицы, открытые  в Ниппуре, таблицы хозяйственного значения, извлеченные из архивов дворца Мари (2000 лет до н.э.). Важнейшим из памятников является кодекс Хаммурани - клинопись на базальтовом камне (18 в. до н.э.).

      Большое значение в жизнедеятельности организма придавалось астральным влиянием, а также циркулирующим внутри организма жидкостям, соотношение которых, по представлениям месопотамских врачей, во многом определяло состояние здоровья и болезни. Ведущая роль отводилась крови, олицетворявшей у вавилонян и ассирийцев «жизненную сущность» и подразделявшейся на «кровь дня» (артериальная) и «кровь ночи» (венозная). Процессы, происходящие в организме, сравнивали с событиями в окружающей природе: наполнение тела кровью - с увлажнением земли реками, теплота организма - с воздействием солнца на прорастание хлебов, дыхание - с ветрами и т.п. Большое влияние астральные и демонологические представления оказывали также на систему медицинских взглядов. По вавилоно-ассирийским верованиям, боги управляли мировыми явлениями посредством излучения (эманации) звезд: эти астральные влияния изменяли соотношение соков и вызывали «порчу крови», оказывали воздействие на течение уже имеющейся болезни и на эффективность проводимого лечения. В этом смысле, по0видимому, следует понимать и имеющееся в вавилонских источниках указание, что болезнь «не может быть успокоена повязками, а жало смерти не может быть вырвано... если врач не узнает ее существа». Существо болезни, ее причина и особенно прогноз лечения определялись не столько в связи с установлением диагноза, сколько на основе астрологических данных и гаданий на внутренностях жертвенных животных. Кроме влияния звездной эманации, причиной болезни могло стать вселение демонов, которые подстерегали человека на каждом шагу.

      Терапия представляла собой смесь магических и мистических действий с рациональными приемами. Причем, «магическому» началу месопотамские врачи придавали большее значение, чем врачи Древнего Египта. Так, если в древнеегипетской медицине магические формулы и заклинания не имели самостоятельного значения, а лишь сопровождали приготовление лекарства, хирургическую операцию или лечащую процедуру (включая прием лекарства), то в месопотамской медицине (особенно у халдеев) магические приемы приобрели самостоятельное значение. Например, для отпугивания демона, вызвавшего болезнь, широко применялись амулеты, талисманы, идолы добрых духов, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища больного - без каких бы то ни было рациональных назначениях. Кроме того, в Ассирии, Вавилоне и особенно в Халдее, кроме молитв и заклинаний в качестве приемов, сопровождавших лечение, начали применяться ритуальные действия. Так, например, лечение (прием лекарственного средства и т.п.) нередко сопровождалось такими ритуальными действиями , как разматывание клубка шерсти, рассыпание и сбор в кучу зерен, сковывание больного и освобождение его от оков и т.п. Большую роль в назначении лечения играло положение светил и сопоставление его с данными специального астрологического календаря: определялись счастливые и несчастливые дни начала лечения, операции, родов. У ассирийцев было распространено мнение, что для изгнания демона болезни больной должен принимать в качестве лекарства то, что вызывает у него отвращение, ибо что противно больному, то противно и демону болезни.

        Наряду с этим шумерская и вавилоно-ассирийская медицина располагали большим арсеналом лекарственных средств: широко применялись различные лекарственные растения, масла, нефть и т.д. С северных нагорий страны поступали серебро, применяемое при болезнях половой сферы, свинец, употреблявшийся а глазной практике. Осуществлялся ввоз лекарственного сырья из Египта, Ирана, Индии. Лекарства применялись в виде растворах, отваров, микстур, мазей, паст. Назначались втирания  компрессы, лекарственные ванны, клизмы, кровососные банки, кровопускания, массаж. Наиболее распространенными средствами были вода и масла. Лекарства назначались натощак или во время еды. Имелась и посуда для приема: например, написан поильник с решетчатой перегородкой для задержания твердых взвесей. Если предвиделся неблагоприятный исход (тяжелое состояние больного или неблагоприятные астрологические данные), врачу рекомендовалось уклониться от лечения.

      Диагностика,  по-видимому, носила более национальный характер, чем терапия и прогностика. Во всяком случае, в медицинских источниках содержится описание различных симптомов и весьма тонких диагностических наблюдений. Особое значение придавалось состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове, виду ног, ладоней, особенностям движений или положению тела в покое, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовались кровь, моча, молоко кормящих женщин. Была разработана физиогномика, основанная на системе аналогий и сравнений с явлениями, наблюдаемыми в природе и быту. Известно о существовании своеобразного диагностического справочника, состоявшего из 19 таблиц, которым могли пользоваться подобно тому, как современные специалисты пользуются различными ботаническими и зоологическими определениями.

     В памятниках письменности сохранилась обширная анатомическая номенклатура. Однако точное определение терминов весьма затруднено. На глиняные таблички наносились рисунки кишок, сердца. На рисунках печени показаны отростки, линии, доли, желчный пузырь, протоки с указанием их длины. Ассирийцы и вавилоняне связывали мышление с деятельностью головного мозга. Однако анатомические познания народов Месопотамии были, по-видимому, меньшими, чем у древних египтян. Это не случайно, так как анатомические знания приобретались ими только при жертвоприношениях животных, отдельные органы которых (чаще всего печень) использовались для гаданий.

        Дифференциация специальностей намечается в месопотамской медицине еще в самые ранние периоды существования профессионального врачевания. «Медицина ножа» олицетворяла хирургию, «травная медицина»-главным образом внутренние болезни. Врачи-представители высшего жреческого сословия занимали привилегированное положение. Врачи из вольноотпущенников и рабов не допускались во врачебно-жреческую корпорацию: «Непосвященный да не прочтет» - такой запретительной формулой нередко снабжались начальные тексты глиняных медицинских табличек. Медицинская часть кодекса Хаммурапи, регламентирующая правовое положение врача, плату за лечение, наказание за врачебные ошибки, относилась главным образом к врачам-хирургам из рабского сословия. По жестоким законам того времени кодекс сулил расправу неудачникам-хирургам: выкалывание глаз, отрезание пальцев, отсечение руки, если невылеченным пациентом оказывался господин. Хотя врачи низших сословных рангов назывались иногда «господами ножа», но это лишь характеризовало хирурга как мастера своего дела. Пособия производившиеся «господами ножа», включали вскрытия глубоких нарывов, сращивание костей при переломах, удаление поверхностных опухолей, вылущение суставов, ампутации, трепанации черепа. Существовала низшая категория хирургов (типа фельдшеров) - так называется азу, т.е., «занимающийся малой хирургией». Упоминаются также зубные врачи: врачи, «помогающие при родах», ветеринары и часто-глазные врачи.



26.05.2015
Яндекс.Метрика