Новости

Что представляла собой фармация Древней Индии?

 

       Индия - одно из древнейших очагов цивилизации. К. Маркс называл Индию великой страной, «колыбелью наших языков» (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., 2-е изд., т.9, с.229). Культура эпохи бронзы, созданная в начале 3 тыс.до н.э. племенами, населявшими долину р. Инд (на территории современного Пакистана), не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тыс. до н.э. отличались высоким уровнем строительства и сан. благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. «...У человека, впервые попавшего в Мохенджо-даро и прогуливающего по улицам этого древнего города, - говорил английский археолог Д. Маршалл, - может сложиться впечатление, что он находится среди развалин современного фабричного города типа Ланкашира». Культура Харапны и Мохенджо-даро развивалась в условиях раннеклассового общества. В 3 тыс. до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована, многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди. Были известны плавка, ковка и литье металла.

       Во второй половине 2 тыс. до н.э. началось проникновение в Индию арийских племен - так называемых ведических Ариев, занимавшихся скотоводством и земледелием; у них существовала частная собственность и выделилась племенная аристократия. В первой половине 1 тыс. до н.э. в Северной Индии возник ряд рабовладельческих монархических государств, свободное население которых подразделялось на четыре сословия (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шуда (прообраз будущего кастового деления). Первые два сословия занимали привилегированное положение. Земледельцы жили общинами, коллективно владели землей и ирригационными сооружениями и уплачивали налог государству. Наряду с этим появилась и начала развиваться частная собственность на землю. Труд рабов использовался главным образом в домашнем хозяйстве. В 6-4 вв. до н.э. в жизни древнеиндийского общества произошли существенные изменения. Значительная часть земли перешла в частное пользование. В земледелии, ремесле и горнорудных промыслах значительно шире стал использоваться труд рабов и наемных работников. Развивались элементы товарно-денежных отношений. К середине 4 в. до н.э. среди государств Северной Индии выделилась Магадха, превратившаяся в могущественную рабовладельческую деспотию и завоевавшая почти всю долину р. Ганг. В 4 в. до н.э. часть долины р. Инд вошла в состав персидской державы Ахеменидов. В 327 - 325 гг. до н.э. в Индию вторглись войска Александра Македонского, не дошедшие, однако, до границ Магадхи. В 4 -5 вв. под властью династии Гуптов Магадха достигла наивысшего расцвета.

       Во 2-4 вв. в Индии начали складываться феодальные отношения. Появились законодательные акты, запрещавших обращение свободных общинников в рабов. Рабам, государственным и принадлежавшим частным лицам, отдавались в аренду земельные участки с условием отдавать землевладельцу определенную часть урожая. Усилился процесс дробления общинных земель с выделением участков для отдельных семей. Получили распространение дарение царями частным лицам и храмам земель с проживающими на них общинниками и принудительный бесплатный труд. Таким образом, общинники превращались в феодально зависимых крестьян.

        В духовной жизни древнеиндийского общества большое место занимала религия, существовавшая в форме местных культов и долгое время сохранявшая верования, обряды и мифологические представления, свойственные доклассовому обществу. Сохранение доклассовых форм сознания, политеизм местных индийских религий, длительное отсутствии единой идеологии, обусловили возникновение и существование различных религиозно-философских учений. Эта особенность духовной жизни оказало существенное влияние на форму и содержание философской мысли Древней Индии, во многом определив ее приверженность традициям и большую роль в ней религиозной идеологии.

       С падением империи Маурьев (около 1 в. до н.э.) эпоха расцвета древнеиндийской философии окончилась, однако ее диалектические представления были восприняты и развиты другими народами Древнего мира.

        Сведения о естественнонаучных знаниях в Индии 1 тыс. до н.э. крайне скудны. Известно, что жрецы занимались астрономическими наблюдениями, знали арифметические операции, включая действия с элементарными дробями. 1 тыс. н.э., особенно 4-6 вв., - эпоха расцвета духовной культуры в Индии. Ученые этого периода внесли весомый вклад в развитие математических и астрономических знаний. Была создана десятичная позиционная система исчисления, составлена таблица синусов для вычисления местонахождения планет, изложена теория эпициклов для объяснения неравномерности движения планет, была известна разница в длине дня и ночи на различных широтах земного шара и др. Индийский математик и астроном Ариабхата впервые высказал мысль, что Земля - шар, вращающийся вокруг своей оси. Многие математические и астрономические труды индийских ученных позднее были переведены на арабский язык. К 5 в. появились первые труды, посвященные теории и практике алхимии.

        Источниками изучения древнеиндийской медицины являются данные археологических исследований и памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» - энциклопедия народных преданий, окончательно сложившаяся незадолго до буддийского периода. В «Панчатантре» - древнем сборнике рассказов и басен (первая половина 1 тыс. до н.э.) упоминаются лекарственные средства, болезни говорится о врачах, различных способов лечения болезней. В юридическом памятнике - законах Ману ( в редакции Ману содержаться положения сан. законодательства, высказываются, выдуваются суждением о постановке врачебной помощи  населению, приводятся правило общественной и личной санитарии и гигиены. Особую группу источников составляют записи участников походов Александра Македонского (4 в. до н.э.).                      

      Господство культовых представлений о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов неблагоприятно сказывалось на приобретении  знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов не преследовалось, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее в «Аюрведе» описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь. В «классическом» периоде (1 тыс. н.э.) исследования по анатомии, считавшейся «преддверием медицинской науки», накапливались настолько интенсивно, что объем анатомических сведений позволил врачу Бхаскаре Бхатте написать большой трактат по нормальной анатомии «Сариранадмини». Это сочинение, написанное раньше, чем «Канон врачебной науки Ибн-Сины», получило распространение и у арабов.

      В ведах болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, перенесенным заболевания. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменение климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста; они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».

       В ведах описаны симптомы малярии, сибирской язвы. Были известны болезни, идентифицируемые теперь как кала-азар, слоновость, желтушно-гемоглобинурийная лихорадка. Заболевание, распространенное в долинах больших рек и уносившее в могилу несметное число людей в жаркое время года, - холера, считалось одним из самых страшных. Ведические арки знали, что чума - результат предшествующей эпизоотии среди крыс, что бешенство у человека начинается с укуса бешенным животным (собакой, шакалом), а проказа - в результате длительного контакта здорового человека с больным. Частные укусы ядовитых змей нередко со смертельными последствиями рассматривались как неотвратимый бич судьбы. В Древней Индии умели различать некоторые виды паразитических червей. С большой тщательностью описаны кожные, мочеполовые болезни. Индийские народные врачи учили, что почти все кожные болезни, особенно хронические, свидетельствуют о патологических процессах во внутренних органах.

        Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускание, прижигания, техника которых была очень высокой, популярно было грязелечение.

         Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели.) К больному надо относится, как к ребенку. Пища должна соответствовать его вкусами привычкам. Позволительно иногда назначать ему и крепкие напитки, если к ним имеется длительная привычка. Надо чаще совершать  с больным прогулки, представляя ему возможность созерцать ласкающие взор ландшафты. Чтение находящемуся в постели больному легких увлекательных рассказов, слушание им приятного пения птиц, пребывание в обществе поющих юношей и красивых молодых женщин-все это, применение в меру, способствует «укорочению нити физических страданий и скорейшему излечению.

        Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Более совершенное образование  получали в высших школах, нередко именуемых в исторической литературе университетами, в Таксиле. Бенаресе  и других культурных центрах Древней Индии. Ученый-врач пользовался большим почетом. По преданию, Будда предпочитал лечится у врачей, окончивших Таксильскую школу: Сушрута окончил Бенаресскую медицинскую школу. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей - вайдша, которым разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. От наставника требовались не только основательные знания, но и высокие нравственные качества. Ученики должны были иметь хорошее происхождение (высокое кастовое положение родителей), «молодость, стройность, здоровье, нормальные органы чувств и скромность». Воспитание будущий врач получал в духе высоких этических требований. Его учили быть первым другом больных: «можно боятся отца, друзей, учителя, но недолжно чувствовать страха перед врачом, ибо он для больного - отец, мать, друг и наставник». Врачу надлежало одинаково относится ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная  ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки: эти две стороны должны составлять полную гармонию. «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

          Среди выдающихся представителей медицина ведическая  литература называет врача Дванхантари: под его эгидой объединялись все терапевты, хирурги, а также астрологи, причислявшиеся в Древней Индии к врачебному сословию. Реально существовавшим следует считать Дживака - придворного врача магадхского правителя (вторая половина 6 века до нашей эры основавшего больницу при одном из монастырей в столице Магадхи.

          Античные авторы высоко ценили индийских врачей. Их призывали в войска Александра Македонского, где их познания расценивались не ниже познаний прославленных врачей Греции, а их уменье лечить последствия укусов змей стояло вне всякой конкуренции. На рубеже новой эры врачи Чарака и Сушрута объединили обширнейшие своды ведической медицинской письменности, составили к ним комментарии и дополнения. Руководство «Чарака-Самхита» и «Сушрута-Самхита» переводились в дальнейшем на арабском языке, по-видимому, врачами Гундишапурской школы.

         В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Врачу прежде всего вменялось в обязанность «разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению». При исследовании больного принимались во внимание его возраст, место жительства, определялось физическое сложение, выяснялось все, что имело отношение к привычкам, характеру занятиям больного. Осмотр тела производился при солнечном свете. Частота дыхания, сердцебиение подсчитывались как в спокойном состоянии, так и в работе - при беге. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Органолептичное  изучение мочи, исследование пульса были обязательными компонентами в комплексе диагностических приемов.

        Лечебную помощь оказывали преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары с запасами лекарственных средств. Во время войн организовывались сеть подвижных госпиталей. Общественные стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, внутри страны- стояли на центральных дорогах, нередко объединяясь с караван- сараями. Храмовые стационары и стационары при высших школах, служившие своеобразной клинической базой для подготовки врачей, оснащались соответствующим инвентарем, имели библиотеки.

          Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук: «Она драгоценное произведение неба и вечный источник славы». От хирурга требовалось большое умение. Он должен был обладать твердой рукой и бестрепетным сердцем, чтобы «во время операции не походить на трусливого солдата, впервые попавшего на поле сражения». Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное  камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур. Высоким было искусство пластических операций на лице и других частях тела.

         В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Зубоврачеванию рассматривалось как важная отрасль хирургии. Хирургический инструментарий насчитывал свыше 200 наименований. В качестве  перевязочного  материала использовали хлопок, камбий растений; раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. При больших операциях хирургу помогали ассистенты. Индийские хирурги были широко известны в странах эллинистического мира.

         Применялось большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств в Индии,  по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000. Часть из них до сих пор не изучена. Из средств животного происхождения широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, тестикулы, желчь животных, птиц, рыб. Использовались соединения меди, железа, мышьяк, сурьма ими прижигали язвы, лечили глазные, кожные болезни, назначали при внутренних страданиях. Большой славой пользовались ртуть и ее соли: «Врач, знакомый с лечебными свойствами кореньев,- человек знающий силу молитв- пророк знающий же действие ртути- бог».Ртуть слыла панацеей. Ею лечили сифилитические поражения, парами ее убивали вредных насекомых. Постепенное накопление знаний из области ботаники, химии, начавшееся еще со времени ведения способствовало развитию лекарствоведение.



26.05.2015
Яндекс.Метрика